Войти - Регистрация
Обменные пункты электронных платежей
MAMA.UZ




Онлайн
» Полезные статьи » Ребенок

Учимся общаться


О необходимости логопедических занятий с малышами до годика не могут с уверенностью сказать ни логопеды, ни педагоги дошкольных учреждений, ни психологи, ни педиатры. Но ранняя стимуляция речевого развития доступна ведь и без непосредственной помощи специалистов. Занятия не обязательно проводить в кабинетах, достаточно общения с родителями. И не столько, чтобы Ваш малыш умел правильно разговаривать, сколько для общения в принципе. Для диалога между взрослым и маленьким человечком!

Все мамы приходят в восторг на грани с безумием, когда ее кроха произносит в первый раз такое долгожданное слово «мама»! И чтобы простимулировать умения малыша для начала усвойте главное правило: ваше общение должно приносить радость. Не злоупотребляйте назидательным тоном. Положительный эмоциональный фон благоприятствует усваиванию новой информации в несколько раз лучше, чем даже просто нейтральный.

Вы ведь не забыли, как важен для малыша физический контакт с Вами, человеком, которому он так безоговорочно доверяет? Это не означает, что теперь Вы не должны спускать его с рук. Важнее Ваши прикосновения. Приобнимите малыша, коснитесь его руки, проведите по волосам, когда пытаетесь обратить его внимание на какой-то предмет или действие.

Каждое свое действие постарайтесь сопровождать словами. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что с ним или вокруг него происходит. Пускай эти фразы, описывают события, времена года, игрушки, их цвет, размер и другие особенности. Это поможет наиболее часто знакомить ребенка с основными словами, словосочетаниями и фразами, которые с возрастом будут обогащаться, не перегружая его.

Что, помимо Ваших собственных усилий влияет на то, когда малыш начнет с Вами полноценно беседовать?

Определенное влияние, конечно, оказывают и наследственный фактор (когда заговорили мама с папой и бабушки с дедушками), и индивидуальные темпы развития именно Вашего крохи. Кроме того изменившееся в последние годы информационное поле. Малышам приходится переваривать такое количество информации, которое нам и не снилось в нашем детстве. Телепередачи, кино и мультфильмы, радио, а иногда еще и реклама дают дополнительную нагрузку на неокрепшую нервную систему малышей и это тоже может сказаться не лучшим образом на том, когда кроха скажет свою первую фразу.

В бесконечной гонке за достижениями своего чада, в попытке обогнать в развитии соседских сверстников, многие родители не на шутку расстраиваются, если их 2—3 летний малыш все еще не разговаривает. Однако, понапрасну переживать и винить себя в чем-то не нужно. По большому счету, даже если ребенок заговорит в пять лет — это еще не есть патология. Если в 2—2,5 года ребенок отвечает на Ваши обращения к нему и произносит сам хотя бы какие-нибудь звуки — это уже хорошо. При условии отсутствия неврологических и других патологий такой ритм развития можно считать нормальным.

По большому счету определенных возрастных рамок, когда ребенок должен заговорить не существует. Ориентировочно можно сказать, что в 2,5—3 года у ребенка должны быть хотя бы так называемая «лепетная» речь.

Тем не менее, пускать процесс на самотек не стоит. Маме, или тому, кто занимается ребенком в ее отсутствие необходимо продолжать упорно и настойчиво работать над развитием речи малыша. Причем для достижения результатов, недостаточно один или два раза позаниматься с ребенком, прочитать ему книжку, рассказать сказку или объяснить какое-то явление. Занятия должны быть регулярными. Ребенок запоминает что-то в среднем после девяти повторений, при условии, что все девять раз он был сосредоточен на том, о чем ему рассказывали.

Учась разговаривать, как и приобретая другие навыки, малыш подражает Вам. Поэтому для формирования речи Вашего малыша важно насколько правильна слышимая им речь. Обращаясь к ребенку, постарайтесь говорить просто и четко. Избегайте употребления слишком длинных фраз. Невозможно переоценить важность интонационной окраски речи. Каждое слово на которое падает логическое ударение необходимо произносить как можно более выразительно.

Знакомясь с чем-то новым, малыш всегда стремиться потрогать, понюхать, лизнуть и попробовать на зубок исследуемый предмет. Вам предстоит нелегкая задача — вовремя провести четкую границу между справедливым удовлетворением жажды познаний, при изучении окружающего мира, и реальной опасностью. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность не только видеть новый предмет, а изучать его различными способами. Если Вы видите, что Ваш малыш что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, четко и выразительно.

Играя с малышом, создавайте ситуации, где ребенку понадобиться звукоподражание (игра «ку-ку», перекличка «ау», мяуканье кошечки и так далее). Вполне возможно, что изначально Вы сами и будете озвучивать за него эти ситуации. Это не страшно. Даже если Ваш малыш еще не говорит, поддерживайте любую его попытку вступить с Вами в контакт. Как можно чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, одобряя любой ответ (жест, взгляд, изданный звук). Ваша задача — поддержать его стремление общаться.

Замечания для папы с мамой

Бытовых проблем никак не избежать, но Вам придется на какое-то время отключаться от всего и посвящать себя только ребенку. Рассказывая малышу что-то, не говорите в пустоту (в монитор компьютера, в телевизор, в газету), смотрите в глаза ребенку при общении с ним. Если Ваш малыш уже лепечет, ему важно видеть, как Вы произносите звуки, наблюдать Вашу артикуляцию.

Если случится, что Ваш малыш неверно произносит какое-то звукоподражание или слово, никогда не смейтесь над его неудачей. Как бы забавно у него не получалось исковеркать Ваш пример никогда не повторяйте за ним неправильное произношение. Будет лучше, если Вы перехватите взгляд ребенка и тут же повторите слово верно.

Вполне вероятно, что он захочет повторить его за Вами, и его новая попытка будет успешнее. Если же он не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Когда придет время, он обязательно повторит все как следует. А пока проявите терпение и сдержанность.

Не перегните палку! Не перегружайте Вашего ребенка. Маленькие детки быстро утомляются, и менять игру необходимо очень часто. Не забывайте хвалить своего малыша и радоваться его даже самым маленьким успехам. Поскольку только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично.

Автор: Алла Дзюрич






При использовании материалов сайта гиперссылка на Mama.uz обязательна
Использование фотоматериалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
По вопросам сотрудничества обращайтесь по адресу papa@mama.uz
© 2004—2021 Mama.uz