Войти - Регистрация
Earn Free Bitcoin
MAMA.UZ




Онлайн
» Полезные статьи » Ребенок

Развитие ребенка от рождения до одного месяца


То как в дальнейшем будет развиваться малыш, в большой степени зависит от того, как началась жизнь маленького человека. Процесс родов протекал без осложнений, ребенка сразу после рождения приложили к материнской груди, на второй день малыш активен, хорошо ест, а на пятый его уже. Или роды затянулись, врачам пришлось использовать стимуляцию, ребенок родился в асфиксии, малыша унесли в палату интенсивной терапии, на второй день ребенка перевели в реанимацию отделения патологии новорожденных детской больницы.

Среди специалистов есть мнение, что в первый месяц жизни младенца существует особый чувствительный период для высших психических функций. Одна из них - это эмоциональная привязанность между родителями и детьми. Какова история ребенка в течение первого месяца жизни - от этого и от ряда других факторов зависят в дальнейшем отношения между родителями и их дочерью или сыном. Если ребенок после рождения болен, мать должна удвоить свои усилия по уходу за ним, насколько возможно моделировать те отношения, которые сложились, если бы ребенок был здоров. Конкретно это сводится к нескольким простым вещам. Во-первых, максимально сохранять лактацию. Во-вторых, если по медицинским показаниям необходимо кормить ребенка через зонд или из бутылочки - имитировать грудное вскармливание, кормя ребенка на груди или у груди своим сцеженным молоком. В-третьих, ребенок, даже если он находится в специальном кювезе или на обогреваемом столике, должен буквально ощущать присутствие матери - положите рядом какую-нибудь личную вещь (часы, иконка).


Доношенный малыш

На первый взгляд репертуар новорожденного сводится к сосанию и сну. Однако, современные исследования демонстрируют иную картину. Ушли в прошлое представления о том, что ребенок приобретает двигательные навыки к месячному возрасту. В первые дни жизни младенцы способны иметь обонятельное, слуховое и даже зрительное предпочтение, сопровождаемое поворотом головы. Новорожденные предпочитают запах молока матери и звучание ее голоса. В некоторых работах показано, что это происходит даже во сне. Они способны скачкообразными движениями глаз прослеживать за движущимся материнским лицом. С каждым днем прослеживание становится все более уверенным и у некоторых детей к трем неделям после рождения можно говорить о зрительном сосредоточении.

Уже в первый месяц жизни дети различаются по уровню активности, проявляющемуся в количестве движений, издаваемым звукам, времени сна. По-разному они реагируют на новые стимулы, будь то лицо человека или яркая красная игрушка. Эти различия связаны с типом темперамента младенца.

Большинство детей (60%) имеют легкий тип темперамента. На первом месяце жизни такие дети меньше спят, после кормления предпочитают что-то рассматривать, не терпят тугого пеленания, активно сосут. После двух недель у них появляется улыбка в ситуации, когда они сыты и памперс сух. К месяцу улыбка связывается с лицом матери или других родственников. Эти дети всегда положительно реагируют на новые стимулы.

Младенцы, составляющие 23% с темпераментом, реагирующим медленно, вяло и долго сосут, после кормления предпочитают спать, непроизвольная улыбка у них появляется ближе к месячному возрасту, новые стимулы их не воодушевляют. Только при внимательном наблюдении у них можно зафиксировать до четырех недель реакции слухового и зрительного предпочтения. Главной особенностью для матерей является легкость ухода за такими детьми.

И, наконец, последний тип младенческого темперамента трудный. Этих детей среди младенцев около 15%. Они характеризуются противоречивыми чертами темперамента, отличаясь, с одной стороны высокой двигательной активностью, а с другой — отрицательной реакцией на новизну, высокой пугливостью. У таких малышей рано появляется улыбка, но позитивный настрой у них легко прерывается, если их раздевают, переодевают, смотрят врачи. Такой ребенок может расплакаться, если его взял на руки незнакомый взрослый, стукнули дверью и т.д. Для них невыносимо ожидание — ребенок будет кричать и закатываться, если мать на пять минут задержала кормление. Несмотря на то, что этот тип темперамента является вариантом темперамента у здорового ребенка, такой младенец занимает промежуточное место, то есть место между нормой и патологией. Больные дети также во многом непредсказуемо реагируют на окружающее.


Недоношенный малыш

Учитывая то обстоятельство, что недоношенным ребенок считается, если он не достиг возраста 37 недель с момента зачатия, этот малыш как бы еще не должен родиться, несмотря на то, что это фактически произошло. В силу этой причины, а также вследствие других особенностей, недоношенные дети нуждаются в щадящем режиме. Эти дети на самом деле в основном едят и спят, причем сосут вяло, быстро уставая. Их не нужно стимулировать. Желательно не использовать яркий свет, громкую речь, должна быть исключена работа телевизоров и радиоприемников.

Почему же недоношенные дети настолько вялы после рождения? Специалисты в последние десятилетия провели огромное количество исследований, в которых было установлено, что ребенок на 7—8 месяце в утробе матери великолепно сосет свой палец, способен заглатывать до 0,5 литра околоплодной жидкости в сутки, реагирует на запахи, способен запоминать музыку и даже зрительно различает несколько цветов. Дело, по-видимому, в том, что зрелость младенца относительная, он приспособлен только к своему возрасту, не больше, не меньше. Для недоношенного пребывание вне матки можно сравнить с такой фантастической ситуацией, как если бы месячного ребенка мы стали воспитывать как 6-месячного: посадили бы его в кресло, вложили бы в обе руки по игрушке, стали бы из ложечки давать овощные прикормы. Скорее всего такая ситуация вызвала бы шок у ребенка, он вообще отказался бы демонстрировать какие-либо навыки, а может и заболел бы. Именно это и происходит с недоношенным ребенком. Поэтому, чтобы не переборщить, нужно открывать мир для недоношенного младенца постепенно. Каждый новый шаг можно начинать после того, как отработан предыдущий. Например, случай с кормлением: сначала возможно только зондовое кормление, затем кормление из рожка и только потом грудь.

Глубоко недоношенные дети (со сроком гестации около 30 недель) не приспособлены к вне утробной жизни, они не удерживают тепло, часто не могут самостоятельно сосать. Таких детей помещают в специальные кювезы, где автоматически поддерживается температурный режим.


Малыш, пострадавший вследствие патологии беременности и родов

Наиболее уязвимой системой во время беременности и родов является центральная нервная система. Во время процесса родов ребенок с относительно большой головой движется в родовых путях, что обуславливает травматизацию как головного, так и спинного мозга. Происходит переход от дыхания через пуповину к легочному дыханию, которое в ряде случаев начинается раньше времени. Плод вместо воздуха «вдыхает» околоплодные воды, которые, оказавшись в легких, затрудняют эффективность их работы, приводят к воспалению. Это вызывает недостаточное снабжение органов ребенка, и, прежде всего, мозга, кислородом. Таким, или более сложным путем, воздействуют на новорожденного два основных повреждающих мозг фактора — травма и гипоксия. А комплекс внешних проявлений или симптомов, проявляющихся под воздействием этих механизмов, получил название Перинатальная Энцефалопатия (Перинатальное поражение Центральной нервной системы (ЦНС), Гипоксически-ишемическая энцефалопатия и Родовая травма). Необходимо помнить, что внутренние резервы для преодоления такого состояния ребенком первого года жизни весьма велики и большинство симптомов поражения ЦНС проходят с минимальными последствиями для будущего развития ребенка или без них. Поэтому, как ни режет ухо это медицинское название, последствия для Вашего малыша, при сотрудничестве с врачом, будут минимальными. Некоторые авторы даже склонны рассматривать ряд симптомов Перинатальной энцефалопатии в качестве естественных проявлений периода новорожденности, что, конечно, не будет иметь последствий для ребенка.

При легкой степени поражения головного мозга (перинатальной энцефалопатии легкой степени тяжести) чаще развивается явления повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (гипервозбудимость). Эти явления характеризуются повышенной двигательной активностью новорожденного. Некоторые рефлексы проявляются без специальной стимуляции. Наиболее показательным в этом смысле является появление самопроизвольного рефлекса Моро (разведение рук в стороны и разгибание пальцев), биологический смысл которого заключается в захватывании груди для сосания. В норме этот рефлекс вызывается путем удара по поверхности постели, на которой лежит ребенок, похлопыванием по ягодицам и т.д. Дети с гипервозбудимостью много двигаются, меняют позы. Зрительное предпочтение и сосредоточение, улыбка у ребенка с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью возникают быстро и так же быстро угасают.

Многие педиатры и детские невропатологи считают, что к проявлениям повышенной нервно-рефлекторной возбудимости также относится тремор («дрожание» верхних конечностей, подбородка). Другие специалисты считают тремор естественным последствием процесса родов, встречающимся у 44% здоровых новорожденных.

Среднетяжелая степень заболевания может сопровождаться судорогами или состоянием с повышением внутричерепного давления. Дети вялы, реакции предпочтения отсутствуют. Общая вялость, сниженный мышечный тонус через некоторое время переходит в повышенный мышечный тонус. При повешении внутричерепного давления часто отмечается пронзительный крик, усиливающийся в горизонтальном положении и второй половине ночи. При этом расстройстве увеличиваются размеры головы, что приводит к диспропорции между мозговым и лицевым черепом. Повышение внутричерепного давления сопровождается расхождением черепных швов, что можно определить при исследовании пальцами. При осмотре новорожденного можно увидеть расширенную венозную сеть на коже головы. Повышенное внутричерепное давление приводит к отеку тканей, расположенных за глазным яблоком, которое несколько выступает вперед. У многих матерей создается впечатление, что ребенок удивляется. Это удивление называют симптомом «заходящего Солнца», так как между верхним веком и зрачком оказывается полоска белковой оболочки глаза, а сам зрачок наполовину прикрыт нижним веком. Мышечный тонус у ребенка повышен.

Тяжелая степень перинатальной энцефалопатии проявляется у новорожденных исчезновением мышечного тонуса и рефлексов (атония, арефлексия), что приводит к отсутствию сосания и глотания. Младенец переводится в реанимационное отделение, где его кормят через зонд. Исход подобных состояний достаточно тяжел. Развиваются грубые неврологические расстройства, задержка приобретения моторных навыков.

При легкой степени поражения мозга возможна полная компенсация нарушений и ребенок в последующем ничем не отличается от сверстников. А при среднетяжелой и тяжелой формах в дальнейшем, наиболее часто, встречается астено-невротические явления, с раздражительностью, беспокойством, нарушениями сна. В возрасте до трех лет это проблемный ребенок, который плохо переносит смену погоды, у него часты реакции на различные инфекции и интоксикации, протекающие с незначительным повышением температуры тела.

Следует подчеркнуть, что грубые неврологические расстройства, задержка приобретения моторных навыков, развиваются в нескольких процентах случаев от всех детей с диагнозом Перинатальной энцефалопатии. Эти дети, как правило, находились в очень тяжелом состоянии после рождения: без сознания, на искусственной вентиляции легких, имели судороги. Результаты ультразвукового исследования мозга, других исследований свидетельствовали о серьезном повреждении мозга. Необходимо успокоить молодую маму, что если такого тяжелого сценария с ее малышом не было, то, скорее всего, он будет здоровым.


Младенец с нарушениями функции желудочно-кишечного тракта

У некоторых внешне здоровых пятидесятидневных детей в середине дня или ближе к вечеру начинаются приступы с плачем, покраснением лица, подтягиванием к животу коленей, отхождением газов. Приступ продолжается несколько часов. Это колики.

Установлено, что младенцы, страдающие коликами, имеют чрезмерную чувствительность к внешним раздражителям. Их может раздражать яркий свет, плотное или свободное пеленание, памперсы. Родители детей, страдающих коликами, могут использовать этот факт для уменьшения колики. Помогут плотные шторы, тихая комната, хлопчатобумажный костюмчик с кофточкой, штанишками и шапочкой, редкое использование памперсов и других подгузников (лучше ребенка переодеть). Для таких детей должны быть незыблемы ритуалы кормления, отхода к дневному и ночному сну (причем они должны отличаться друг от друга). Последнее кормление перед ночным сном может быть поздним, когда в квартире тихо. Не стоит удивляться и короткому дневному сну этих детей.

В ряде случаев детям с коликами помогает движение. Это может быть и укачивание на руках, и ношение ребенка в специальном рюкзаке. Помогает теплая грелка, приложенная к животику или положенная под матрац.


Сон

Важны не только особенности сна ребенка в первый месяц жизни, но и общие принципы организации сна у младенца. С 28 недели внутриутробного развития, когда впервые появляются движения глаз во сне, начинается разделение сна на две фазы. В этот период отмечаются спокойный сон и активный сон, которые являются предшественниками медленного и быстрого сна у взрослых. В активном сне наблюдаются синхронные движения глаз при закрытых веках. Такие движения многочисленны у новорожденных, уменьшаются в первую неделю жизни и могут исчезать до периода 3—4 месяцев. В активном сне наблюдается сосание, дрожание подбородка и рук (тремор), гримасы, улыбки, потягивания. Сердечная и дыхательная деятельность нерегулярны. Напротив, спокойный сон характеризуется систематической сердечной и дыхательной деятельностью, минимальными движениями тела и глаз. В первые 4—6 месяцев после рождения активный сон преобладает над спокойным сном, затем их соотношение перераспределяется в сторону увеличения спокойного сна.

В период новорожденности дети спят в сутки 16—17 часов, в 3—4 месячном возрасте 14—15 часов, в 6 месяцев 13—14 часов. С 3 месячного возраста до 1 года 2 месяцев суточная продолжительность сна является величиной постоянной и составляет 14 часов. В возрасте до 1 месяца жизни пробуждение следует за сном приблизительно через 4 часа и зависит главным образом от кормления. С 5 недели жизни сон начинает зависеть от смены дня и ночи, и периоды сна ночью удлиняются. К 2—3 месяцам самые длительные периоды сна отмечаются только ночью. В этом возрасте около 44% детей уже спят всю ночь, далее эта цифра увеличивается, и к году большинство детей имеют ночной сон без пробуждений в течение 8—9 часов.

Дневной сон также уменьшается с 3—4 раз в 6 месяцев до 2 раз в 9—12 месяцев. Часть детей в возрасте старше 8 месяцев отказывается от дневного сна.

По-видимому, медленный сон развивается под влиянием разнообразных ритмических раздражителей. Это и режим кормления, и смена дня и ночи, и такие как укачивание, колыбельные песни, поглаживание, сосание. При госпитализации, переезде, различных заболеваниях, прорезывании зубов естественный стереотип изменяется, что приводит к нарушению правильной работы своего рода внутренних часов малыша. Чтобы такой поломки не произошло, необходимо изменить некоторые семейные привычки. Шумные компании, ночные бдения не для семьи с маленьким ребенком. Если же сон нарушился из-за болезни, прорезывания зубов, нужно удвоить свои усилия по укреплению стереотипа сон—бодрствование (ритуалы укладывания спать, колыбельные песни, укачивания).

Дети раннего возраста не способны захотеть спать, и необходима определенная последовательность отхода ко сну, состоящая из движений, качаний и колыбельных песен матери.

Несмотря на то, что расстройства сна чрезвычайно распространены у детей первых трех лет жизни, не следует каждую проблему сна сразу считать заболеванием. Нужно убедиться, что расстройства сна не единичный эпизод, а являются тенденцией. Но даже если это и так, необходимо сначала форсировать привычные способы воздействия на ребенка и лишь, убедившись в их неэффективности, вместе с врачом разработать меры по нормализации сна.

Автор: Алла Дзюрич





Обменные пункты электронных платежей

При использовании материалов сайта гиперссылка на Mama.uz обязательна
Использование фотоматериалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
По вопросам сотрудничества обращайтесь по адресу papa@mama.uz
© 2004—2024 Mama.uz