Здравствуйте, Oyijon. В воспитании ребенка очень важно соблюдать последовательность. Уважение к старшим надо воспитывать с малолетства.
У вашей проблемы есть внутренние причины: «Ничего «просто так» в поведении ребенка не случается!». Правда порой нелегко обнаружить, выявить конкретную причину поведения, но она всегда есть. Думаю, что негативные проявления вызваны у малыша отрицанием его собственной значимости. Подобные переживания могут показаться взрослому незначительными, но для ребенка они - настоящая эмоциональная катастрофа: он сталкивается с отрицательными ощущениями такой силы, что просто не в состоянии с ними справиться. И тогда решение проблемы переносится в физическую агрессию, особенно если способность к иному самовыражению у ребенка ограничена.
Он еще не владеет "цивилизованными" средствами утверждения себя в мире людей. Он не умеет пока еще о своих желаниях, взглядах заявлять, противопоставляя себя окружающим. Поэтому непредсказуемо и на первый взгляд неуправляемо поведение ребенка раннего возраста. Еще благоприятными условиями для возникновения детских капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.
Иногда корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на противоречивые требования взрослых или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу. Если мы НЕ запрещаем карапузу командовать нами или колотить по лицу, НЕ запрещаем делать все наперекор старшим, капризничать, то впоследствии нам сложно будет доказать ребенку, что вести себя надо по-другому. Обязательно надо прививать уважение к старшим, причем именно личным примером. Потому что ты можешь сколько угодно говорить правильные вещи, но, если ребенок видит что в жизни ты сам делаешь не так, то он и выводы соответствующие делает. Еще очень важно самой уважать в ребенке человека! Личность, со своими проблемами и интересами. Если этого не будет, о взаимном уважении трудно говорить. Важно, чтобы ребенок знал что такое сострадание, ласка! Это очень важно до 3 лет, а потом можно быть и построже. А что бы добиться послушания, я лучше воспользуюсь похвалой, она лучше и быстрее всего действует. А если чего-то нельзя, лучше спокойно сказать:"Нет, этого делать нельзя", если заплачет, посочувствовать, но не поддаваться, предложить алтернативу. Если упал и не заплакал, похвалить, а если заплакал, опять же посочуствовать. И, я думаю, тогда негативных проявлений будет встречаться меньше. Спасибо.